В это вопросе логично мнение историка и археолога И.М. Мизиева:
"Кратко он изложил его в статье «О создателях майкопской культуры», опубликованной в журнале «Советская археология» (1990. № 4). Отвечая на вопрос «Как создавалась майкопская культура?», И. М. Мизиев пишет: «Мое отношение к этой теме заключается в ответах на следующие вопросы: 1) имеются ли на Северном Кавказе комплексы степного происхождения и курганные захоронения домайкопского времени? 2) находят ли раннемайкопские захоронения по своему инвентарю и погребальному обряду аналогии в Урало-Донском междуречье? 3) является ли курганный обряд привнесенным на Северный Кавказ? 4) можно ли назвать самых ранних «курганников» первыми степняками-кочевниками, проникшими в Предкавказье? Поскольку ничего, кроме единодушного «да», на поставленные вопросы я не предвижу, следовательно, курганный обряд погребения и специфический набор предметов привнесены на Кавказ древнейшими степняками» [33].
Облик степной культуры менялся в кавказской среде. Степняки испытывали влияние, с одной стороны, протоабхазо-адыгского массива, с другой - протонахско-дагестанского массива. Двухсторонние заимствования были неизбежны. Так, серьезным индикатором влияния курганной культуры является то, что дольмены «заходят» под курганную насыпь, которая ранее была им незнакома. В пользу выдвигаемой теории, по мнению И. М. Мизиева, говорит и сохранение на ранних этапах формирования майкопской культуры степных традиций. А именно: облицовка деревом могильных ям; устланное корой, камышом, чистой желтой глиной дно; прежде нехарактерное для туземного населения сопровождение умерших: конечности, лопатки и астрагалы овец. Кавказские черты в виде каменных набросок над могильной ямой, галечная вымостка дна могил и другое появляются позже.
Таким образом, взгляды И. М. Мизиева на майкопскую культуру и ответ на вопрос «кто такие майкопцы?» сводятся к следующему:
- «майкопцы» - это «окавказившиеся потомки древних «курганников». Их главный этнический определитель - это курганный погребальный обряд, зародившийся в Волго-Уральском междуречье. А симбиоз культуры древнеямников и предкавказских племен в середине III тыс. до н.э. дает раннюю майкопскую культуру;
- на новослободненском этапе майкопской культуры курганы проникают на южный Кавказ и далее в Малую Азию, где, как говорил Ибн-аль-Асир, «земля берет верх» и кочевники постепенно превращаются в оседлых и полуоседлых земледельцев и скотоводов;
- сведения о вторжении неизвестных племен с севера и северо- востока, со стороны гор в Месопотамию являются хрестоматийными;
- археология фиксирует «движение курганов» только с севера на юг, а не наоборот, поэтому нет возможности говорить о южных истоках этнической истории майкопских племен - «курганников». Южные истоки справедливы только применительно к их материальной культуре [34].
Предложенная автором теория происхождения майкопской культуры ярко демонстрирует, что он выходит далеко за рамки «описательной» археологии, демонстрируя превосходные аналитические способности".
http://miziev.ru/work/istoriography?showall=&start=3